Смерть примиряющая

Скачать

Говорят, что в комнате у бывшего императора Вильгельма висит на стене подернутый крепом портрет Николая II и под ним царственной рукой выведено «Смерть примиряет врагов».
По-моему, означенное изречение ни в коей степени не доказывает, однако, христианского миролюбия бывшего кайзера, ибо вряд ли он возымел желание повесить у себя над кроватью портрет зверски убитого Карла Либкнехта, снабдив его столь же кротким изречением. И, по-моему, смерть как таковая вовсе не может рассматриваться как патентованное средство по удалению вековой ненависти двух по-настоящему враждующих сторон.
Однако на днях мне пришлось узнать, как в Карабаше перед телом умершего рабочего в трогательном единении подали друг другу руки завком металлистов и местное духовенство, тем самым еще раз подтвердив правильность философского изречения скучающего без дела экс-императора.
На почве психического заболевания рабочий Дмитриев покончил жизнь самоубийством.
Умирая в больнице, он строго-настрого наказывал, чтобы похоронили его без попа, без церковного ладана и всего прочего, чем была крепка могила прежних, пропитанных елейной фальшью лет.
Умер рабочий Дмитриев, и его родственники скрепя сердце решили выполнить его волю. Попросили у завкома металлистов духовой оркестр, третьего февраля к месту выноса тела собралось много товарищей умершего по работе и прочего провожающего народа.
Но едва только оркестр заиграл похоронный марш и низко склонились головы присутствующих, как от председателя завкома срочно прилетел гонец и, запыхавшись, отдал приказание тотчас же прекратить игру и музыкантам разойтись по домам, мотивируя это тем, что по мнению завкома самоубийца подобен дезертиру, покидающему поле профсоюзной битвы. И кончать свою жизнь в момент хозяйственного роста страны и наблюдающихся революций Востока позорно. Тем паче, что означенное самоубийство произошло без всякого предварительного согласования с вышестоящими инстанциями, что является злостным нарушением профсоюзной дисциплины.
Разошелся оркестр, разошлись и многие из провожающих, опасаясь, как бы предзавкома не заподозрил в сочувствии подобному поступку и в желании подобным же образом покончить расчеты как с жизнью, так и с неуплатой членских взносов.
Тогда родственники решили обратиться к духовенству с тем, чтобы придать похоронам достойный вид, а не хоронить человека так же, как хоронили когда-то беглых каторжников.
Но… у священнослужителей были свои доводы, в которых, ссылаясь на постановление какого-то вселенского собора и св. Августина, говорилось, что «аще кто лишит себя жизни через повешение, утопление или иным каким способом, - будет он проклят в теперешней и будущей жизни. Хоронить его без отпевания, не править по нем поминок ни после семь ден, ни после сорок ден, ни в родительскую субботу и да получит его грешная душа в судный день от господа по заслугам».
Таким образом, завком металлистов и священнослужители, объединившись в общем негодовании на «законную и неисходатайствованную свыше смерть», крепко пожали друг другу руки, обещая тем самым взаимную поддержку во всех аналогичных случаях, дабы путем такого обоюдного воздействия устрашить впредь всех маловеров и отступников как от профсоюзных, так и от церковных законов.
Вероятно, означенное примирение церкви с Карабашским законом даст благие результаты, ибо если не подействует упомянутая выше мера, то, порывшись в пыльных архивах средневековья, можно отыскать постановление, в котором говорится: «А тело самоубийцы выбросить за город на съедение псам, а всю казну его, дом, скот и прочее передать матери – церкви».
И размножив подобное обращение на стеклографе, разослать за исходящим номером циркулярно всем месткомам и членам профсоюзов под расписку этот документ, вполне созвучный проявленным в данном случае: тупость, ханжество и лицемерие.
«Уральский рабочий».- 1927.- 15 февраля.

Назад