Аркадий Гайдар: «ПРИШЁЛ ЧАС…»

Скачать


В нынешнем году исполняется 85 лет с момента появления в русской литературе имени «Аркадий Гайдар». Книги, подписанные так, – яркая составляющая часть жизни советских детей. Не знаю у кого как, у меня одно из самых ранних литературных впечатлений, – «Горячий камень». Поразила тогда жёсткая мысль… Перечитал сейчас. В «Горячем камне» - сказочная вековечная Русь…

+++
Публикации о Гайдаре последних двух десятков лет носят в основном разоблачительный, уничтожающий характер. Это и понятно: Аркадий Гайдар – имя из пантеона красной цивилизации. Её крушили, как мы помним, с двух сторон. С одной – со стороны русской, недюжинными силами тех, кто (как замечено о А.И. Солженицыне) целил в коммунизм, а угодил в Россию. С другой – «либерально-демократической», попросту антирусской, кто целил в исконную Россию, бил в Россию. Эти стреляли и через прицел русского зрачка, используя его для решения своих задач, в данном случае через зрачок замечательного русского писателя Владимира Солоухина. Они желали превратить Гайдара, светлого детского писателя, в маньяка-убийцу, в сумасшедшего алкоголика, в чудовищного монстра, а то и изменника, чуть ли ни власовца…

+++
Все эти годы имя Гайдара защищал его биограф, писатель Борис Камов. О Камове Владимир Солоухин в своём антигайдаровском «Солёном озере» (1994) отозвался не без почтения: «Не так давно мой коллега Борис Николаевич Камов, автор двух больших замечательных очерков о смерти Колчака и о смерти адмирала Щасного, но также и автор апологетической – в духе соцреализма – книги о Гайдаре, выступил с новой публикацией об Аркадии Петровиче…» В другом месте Владимир Алексеевич с воодушевлением цитирует высказывание Камова о Колчаке и берёт на вооружение его умозаключение.

То есть об адмиралах написано хорошо и осмыслено глубоко. Но что же с Гайдаром?.. Диагноз-клеймо «в духе соцреализма» не многое объясняет. Но можно понять, что Камова интересовала в адмиралах истина. А при исследовании судьбы Гайдаре этот же автор руководствовался иными интересами?
Наверное, и так бывает.

Вот, доказывая врождённую, патологическую порочность Гайдара, Владимир Солоухин прибегает к такому пассажу, изящному в своём роде: «У меня есть догадка, доказать которую, разумеется, невозможно, но возможны косвенные рассуждения на эту тему». Даже и при быстром прочтении этой книжки замечаешь немало подобного. Всё это в «Солёном озере» с увлечением преподнесено, азартно! Солоухин коллекционирует слухи – каждое лыко в строку. И не беда, что рассуждения косвенные и что «в Абаканском архиве вообще нет упоминаний о Голикове», а Миша рассказывал «после ухи и после того, что было перед ухой»…
Имя Владимира Солоухина – уважаемое имя в русском мире. Его «Чёрные доски» и «Письма из русского музея» в своё время отменно повлияли на умы части интеллигенции. Но в данном случае, и у меня (О.С.) есть догадка, впрочем, доказать которую и нужды нет. Представляется, воевал Солоухин не с писателем Гайдаром, бил не в Аркадия Петровича, а в Егора Тимуровича, в «министра-плохиша» – губителя отечественной промышленности, экономики, обороны, ликвидатора русского народа.

После «Солёного озера» прошло ещё 16 лет.
В одном из недавних интервью http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4415 Борис Камов так говорит о своей новейшей книге: «Если коротко, то книга «Игра в наперсток. История одного литературного преступления» написана в защиту чести и достоинства Аркадия Гайдара, в защиту его литературного наследия. На основе множества фактов и документов в ней рассказываю о том, как и почему этот необыкновенный человек, главный писатель нашего детства, стал жертвой злого вымысла. Все обвинения, выдвинутые против него, оказались ложью. Ни одно не подтвердилось…»

+++
При этом ясно вот что… Вот что несомненно.
Аркадий Голиков был прирождённым художником и воином. Родился таким. Это редкость. Но не исключительная. Он заговорил стихами до того, как узнал грамоту. Когда началась «Первая мировая», - ему было 10 лет. Вслед за отцом он пытался отправиться на войну – бежал из дома. Остановили.

В Красную армию Аркадий попал в 14. Это особенно поражает. Шёл 1918 год…
Его ли вина, что детство кончилось в самый чёрный год нашей истории? Его ли грех, что он родился в уже изуродованной безбожием стране?
Аркадий Голиков прошёл через мясорубку чудовищной гражданской войны – и тело его, и ум, и душа… Сунь палец в мясорубочный шнек… Ай, как больно! А каково душе?!
Но она-то у него осталась светла! Книги в этом не врут.

Силы и лица, которые когда-то запустили механизм революции, а потом самоубийственной Гражданской войны, осуществляли поистине сатанинский проект. Исторической России назначили стать вязанкой хвороста для устройства пожара мировой революции. Из-под русского небо были выбили кресты, но котором оно стояло, «отменён» Бог и взорваны храмы. Они были уверены: обрушится и растворится в голубом адском пламени русское небо. Почти получилось. Но в поколении том нашлись люди, которые подхватили его на свои плечи. Сквозь дым столетия мы видим их лица, некоторых знаем по именам: Гайдар, Жуков, Королёв…
Дети, росшие на книгах Гайдара, к 1941-му стали тимуровцами (девятилетний тимуровец Борис Камов, например, дежурил во время бомбёжек на крыше дома в Ленинграде, готовый сражаться с зажигательной бомбой). Старшие тимуровцы, сменив в 1944-1945 годах раненых и убитых дедов, отцов и братьев, вспороли фашистскую броню объединённой Европы и невероятным штурмом под командованием Жукова взяли Берлин. Через 20 лет после начала Великой Отечественной Королёв создал невиданную космическую ракету; улыбку Гагарина навсегда запечатлел фотоаппарат мировой истории… Они похожи своими улыбками – Гайдар и Гагарин.

+++
Сказав, что дар быть воином и художником - дар хоть и редкий, но не исключительный, можно вспомнить легендарного казака Мамая, излюбленного героя народной живописи в Малой Руси. Казак Мамай не воин в стане воинов, для которого война – экзотика, он воин-певец, для которого война – повседневность. Из времён уже вполне исторических назовём…
Любопытства не лишено, что у Гавриила Державина, Дениса Давыдова и Аркадия Гайдара есть несколько общих черт. Всем им приходилось воевать в неприятельском окружении, собственно, осуществлять партизанские рейды. В связи с этим им была не чужда работа с агентурной сетью, разведкой, сыском.

Как Голиков ловил атамана Соловьёва, так Державин – самозванца Пугачёва, а Давыдов предпринимал шаги поймать другого самозванца, более успешного, кого Европа признала императором Франции.

Иван Николаевич Соловьёв командовал белым партизанским отрядом имени Великого Князя Михаила Александровича (брата Царя-Мученика). Отчего-то мне лично симпатично, что Голиков его не поймал. Долго ловил, не поймал и был уволен из армии. Соловьёва обманом заманили и убили – другие. Гавриил Державин долго ловил Емельяна Пугачёва. Он создал агентурную сеть, расставлял засады, попутно совершил рейд вглубь киргизских степей для освобождения русских, угнанных в рабство, он устрашал, карал, подкупал… Ему и самому случалось уносить ноги, конь выручал: Пугачёв настойчиво желал поймать Державина. Поймали Емельяна Ивановича другие. После чего (а отслужил Гавриила Романович в Преображенском полку 15 лет) был он признан неспособным к армейской службе. Ждала его иная слава… Изловить Бонапарта, как за 40 лет до этого и Пугачёва, мечтали и пытались многие. Случись такое, военная слава Дениса Васильевича Давыдова, пожалуй, затмила бы его славу поэта. А так – всё гармонично.

И ещё. Необъяснимым образом в советском кинематографе образы Дениса Давыдова и Аркадия Гайдара играл один актёр (покойный Андрей Ростоцкий).

+++
Он погиб в пушкинском возрасте.
9 августа 1941 «Советская Украина» опубликовала небольшую статью Аркадия Гайдара, обращённую к детям: «Родина о вас позаботилась, она вас учила, воспитывала, ласкала и часто даже баловала. Пришёл час доказать и вам, как вы её бережете и любите. Не верьте шептунам, трусам и паникерам. Что бы то ни было – нет и не может быть такой силы, которая сломала бы мощь нашего великого, свободного народа. Победа обязательно будет за нами…» Завершалась статья призывом не сидеть сложа руки, а помочь «своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом». Слова эти, судя по всему, обращены и к тем, кто вот-вот окажется на оккупированной территории: шёл второй месяц войны.

Корреспондент «Комсомольской правды», известнейший детский писатель Аркадий Гайдар, оказавшись в окружении на оккупированной территории, стал пулемётчиком партизанского отряда. У него была возможность покинуть неуют холодеющих лесов, место в самолёте было. Остался. Гайдар мечтал о создании партизанского соединения. Воевал он умело. Вот лишь «допартизанский» эпизод. Его коллега рассказывал: «Однажды батальон пехоты, в котором находились и мы, военкоры «Комсомолки», был прижат немецкими автоматчиками к зарослям камыша. Мы подрастерялись. А тут ещё и комбата ранили. И вдруг – голос Аркадия: «Слушай мою команду!» И Гайдар повел батальон в контратаку. Благодаря Аркадию удалось и бойцов вывести из западни, и спасти комбата».

Он погиб, попав в засаду. Случилось это под Каневом, близ села Леплява на железнодорожной насыпи 26 октября 1941 года. Вспомним, что это были за дни – последняя декада октября 41-го.

В Москве введено осадное положение, немцы наступают на Тулу, оставлен Харьков, началась оборона Севастополя…

Пулемётная пуля прилетела из леса. Она пробила грудь и остановилась в сердце.
Сердце Гайдара остановило немецкую пулю, нацеленную, между прочим, и на Кремль, где в 1942 - 1945 годах будет в охранном подразделении служить Владимир Солоухин, имевший счастливую богатырскую стать.

Владимир Алексеевич как-то высказался в таком роде. Мол, в молодости радовался, что на войне не убили, а в старости стал радоваться, что никого не убил. По христиански.
Но ведь и заповедано: «Блажен, кто душу свою положит за други своя…» Аркадий Гайдар жизнь свою положил за други своя, за Отечество, за наше небо. Подробности его гибели известны, каждый может узнать. Героическая гибель.

+++
Река времени смывает ненадёжные краски. Ему был 21 год, когда он вошёл в русскую литературу. Минуло 85 лет. Пришло время прямо сказать: Аркадий Гайдар (1904 – 1941) – имя и личность из пантеона общерусской цивилизации.

Сайт «Пушкинское кольцо»
http://asp-k.at.ua/publ/zhjuri/materialy/oleg_slepynin_arkadij_gajdar_prishjol_chas/8-1-0-56

Назад