«Гайдар и дети»

Скачать

Рувим Фраерман


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.

Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А. П. Гайдара.
Задачи урока:
Обучающие:
• отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
• совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Ориентированные на развитие личности учащегося:
• развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, давать полный, связный ответ;
• развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.

Воспитательные:
• содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
• на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя.

Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
• найти и прочитать материал о жизни и творчестве А. П. Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал по командам);
• прочитать произведения А. П. Гайдара.

(Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем)

Оборудование:
• Выставка книг – произведений А. П. Гайдара.
• Запись песни «Гайдар шагает впереди».
• Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведений А. Гайдара.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

На партах у детей: книги с произведениями А. П. Гайдара.

Ход урока
1. Организационный момент

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (слайд 1)
Я рада вновь видеть ваши лица
И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам что–то новое
Я желаю вам ум и сердце в работу вложить,
Каждой секундой в труде дорожить.

2. Введение в тему. Сообщение темы и цели урока
Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (слайд 1)
Учитель:
- О ком идёт речь в песне? Кто шагает впереди?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?
Дети:
• отвечать на вопросы,
• задавать вопросы,
• выразительно читать,
• думать,
• делать выводы,
• анализировать и сравнивать,
• пересказывать,
• находить в тексте нужные отрывки,
• подводить итоги.
Учитель. Молодцы! Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.
- Каждый писатель по-своему отвечал на вопрос: как писать для детей?
А. Н. Толстой писал, играя и веселясь. Ю. Олеша писал ярко, празднично, делясь красотой. М. Пришвин писал зорко, приучая видеть необычное в обычном.
А как, по-вашему, ответил бы на этот вопрос А. Гайдар? Чтобы ответить на этот вопрос нужно соприкоснуться с жизнью писателя, познакомиться с некоторыми страницами его биографии.
Прочитайте план на экране. Такой же план есть и на ваших листочках. По нему мы составим устный рассказ об А. П. Гайдаре (слайд 2).

ПЛАН
1. 1 группа – Детские годы А. П. Гайдара.
2. 2 группа – Служба в Красной Армии.
3. 3 группа – Начало писательской деятельности.
4. Совместная деятельность - Тематика произведений писателя.
Р. Фраерман «Гайдар и дети».
5. Обобщение - Гайдар всегда с нами.

Учитель. Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый!(слайд 3)
Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
И вот об этой обыкновенной биографии в такое трудное, но необыкновенно интересное время нам расскажут ребята. А мы, как всегда, будем внимательны друг другу и подготовимся к ответам на вопросы (слайд 4 )
1) Слово «Гайдар» – псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
4) Что любил больше всего на свете?

3. Беседа о жизни и творчестве А. П. Гайдара

1. Детские годы А. П. Гайдара (слайд 5 )

Ученик. Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) 22 января 1904 года в небольшом городке Львове Курской области (слайд 6). Отец его – школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать – Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода, работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры (слайд 7 ).
Когда Аркадию было 8 лет, его родители переехали в город Арзамас.(слайд 8 ).Сейчас этот город называется Горький. Именно Арзамас Аркадий Голиков называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище.
Непогодам рослый, крепкий, голубоглазый он был самым главным организатором среди соседских мальчишек. На вопрос о самом главном, любимом занятии он отвечал: книга.
Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается странная и противоречивая военная деятельность.

2. Служба в Красной Армии (слайд 9)

Ученик (слайд 10) Ещё мальчиком он ушёл воевать за хорошую жизнь. Ему было всего 14 лет. (слайд 11 ) К 17 годам он прошёл путь от курсанта до комполка и выше – командующего целым боевым районом! Он был самым молодым полководцем в истории Красной Армии.
«Высокий, стройный паренёк в гимнастёрке и галифе, с заломленной лихо на бок кубанке на голове. С кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, ещё полудетской округлостью щёк и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных и светлых глаз – это Аркадий Гайдар, адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог.
Он вспоминал позже: «Я был тогда очень молод, командовал, конечно, не как Чапаев. И то у меня не так, и это не эдак. Иной раз бывало, закрутишься, посмотришь в окошко и подумаешь: а хорошо бы отстегнуть саблю, сдать маузер и пойти с ребятишками играть в лапту».
Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжёлого осложнения после ранения ему пришлось уволиться из рядов Красной Армии.


3. Начало писательской деятельности (слайд12)

Ученик (слайд 13). И Гайдар почти сразу стал детским писателем. И это закономерно. Ему захотелось рассказать новым мальчикам и девчонкам о том, какая она была, жизнь и как оно всё начиналось, да как продолжалось.
Его настоящая фамилия Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним – Гайдар. Что значит это странное слово «Гайдар»?

1 версия:
Псевдоним произошел от слова Хайдар - "куда" по-хакасски. Вот как описывает это Солоухин в повести "Соленое озеро":
-"Гайдар",- не торопясь, как обычно, говорил Миша, - слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не "Гайдар", а "Хайдар"; и означает оно не "вперед идущий" и не "вперед-смотрящий", а просто "куда".
- Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово "куда"?
- А его так хакасы называли. Кричали: "Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет!"
А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: "Хайдар?" То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал.
А искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить, а никто ему не говорил, где Соловьев прячется. Он подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного: "Хайдар?" Куда ехать? Где искать?

________________________________________
2 версия:
Загадку, которую задал нам писатель, пытался разгадать его школьный товарищ А.М.Гольдин.
Итак: 1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Путь кадрового командира РККА, начатый так уверенно, заволокли тучи. Что делать дальше? Как жить? Созревает решение - литература.
Тогда и придуман, найден литературный псевдоним:
"Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. (Напомним еще, что во французском языке приставка "д" указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д'Артаньян - из Артаньяна.) Получаем: Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним.
Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар

Ответы на вопросы (слайд 14)

1) Слово «Гайдар» – псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Голиков)
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию? (14)
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (17)
4) Что любил больше всего на свете? (Больше жизни А. Гайдар любил красную Армию и родную страну)

4. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
1-2-3-4-5
Открываем, поморгаем
И работу начинаем.

5. Беседа о жизни и творчестве А. П. Гайдара (продолжение)


5. Тематика произведений писателя.
Р. Фраерман «Гайдар и дети»
Учитель (слайд 15)
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.

- Ребята, о ком и о чём писал в своих произведениях А. П. Гайдар?

Дети: большое место занимает военная тематика, любовь к Красной Армии…

Учитель (слайд 16). А. П. Гайдар очень любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними. «Детей, особенно мальчишек он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними. Так, что через две – три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок».

Работа с текстом Р. Фраермана «Гайдар и дети» (слайд17)
Об одном из них, мы прочитаем в учебнике. Откройте учебник на стр. 132, прочитайте текст Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

- Почему Фраерман назвал свою книгу «Гайдар и дети»? (слайд 18)
- Чем выделяется Аркадий Гайдар среди других писателей?
- Что значит, в его представлении любить детей?
- Как вы понимаете выражение «душевная связь»?
- Поверил ли автор Гайдару, утверждавшему, что он живёт, а не играет с детьми?
- Какая история убедила его в искренности слов Гайдара. Давайте прочитаем выразительно эту историю (рассказ в рассказе), стр. 133 – 135.
- Можно ли действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их поведения?
- Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?

Учитель. А. П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, чему учат нас книги Гайдара, и какие качества он особенно ценил он в людях.

Учащиеся вспоминают произведения, на экране появляются слайды
1 группа – «Горячий камень» (слайд19)
2 группа – «Чук и Гек» (слайд 20)
3 группа – «Голубая чашка» (слайд 21)

Дети. Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности. А. П. Гайдар в людях особенно ценил умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для своей страны, для людей.

Ученик. Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце.

Учитель. А чтобы прожить жизнь с пользой для других, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту своё плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью.
А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми, знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно – это хуже, чем страшно».

6. Обобщение
1. Кроссворд (слайд 22 – слова появляются по щелчку).
1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
4. «… и его команда» (Тимур)
5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)
Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали – Голиков.

Ученик. А. П. Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня(22 января 1904 – 26 октября 1941г.). Из них он 24 года 10 месяцев и 4дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером – а перо его, действительно, следует приравнять к штыку…) – и погиб как герой (слайд 23)
Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан в тылу врагов,
И осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина,
Приносит весточку волна.
Что расцвело и что построено на тех
На тех полях, где шла война.

Он был солдатом и вожатым
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя – большевика.
Учитель (слайд ). Это первоначальная памятная доска на могиле А. П. Гайдара, установленная жителями села Леплява Каневского района после освобождения в 1943 г. В 1947 году А. П. Гайдара перевезли из Леплявы в г.Канев. (слайд 24 )
- Да, А. П. Гайдар погиб, но умер ли он для нас с вами?
Дети. Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.
7. Дом. задание: оформить карточки для классной картотеки «Книги Гайдара о Гайдаре»
8. Итог урока
Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (слайд 25)
В мудрой и поэтической сказке «Горячий камень» есть слова, обращение к Ивашке. Этими словами я хочу закончить наш урок. «Надо суметь одну свою жизнь прожить, так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны». Именно этому учат произведения А. П. Гайдара.

http://vospitatel.edu54.ru/node/90993

Назад